Стремительный рост показателей интернет-шопинга вынудил молодых представителей среднего класса тратить время в очередях «Почты Росии». В 2011м году ассоциация электронных коммуникаций и НИУ ВШЭ оценили оборот национального онлайн-ритейла в 309,4 млрд рублей. На физические товары, доставкой которых занимается в том числе «Почта России», приходится 75%. Авторы исследования предсказывали рынку величину роста на 27% по итогам текущего года.
В исследовании РАЭК и НИУ ВШЭ отмечалось, что «серьезные препятствия для развития рынка вызывают службы доставки, в первую очередь «Почта России»», а также то, что, «отчаявшись дождаться сервиса от «Почты России», многие интернет-магазины начали строить свою систему логистики в городах России».
Но есть еще зарубежные интернет-магазины, которые если и отправляют товары в Россию, то только почтой. И хотя это долго и неудобно, в прошлом году россияне заказали из-за рубежа одежду и прочие товары примерно на 30 млрд рублей.
Из одного из крупнейших интернет-магазинов одежды — британского Asos до получателей в ряде европейских стран, а также в Австралии и США посылки добираются за шесть-восемь рабочих дней. До большинства — за 17. А до России — за 23 рабочих дня.
«Почта России» — это 1,5 млрд писем и 50 млн посылок в год. Казалось бы, внушительные цифры. Однако эти услуги приносят организации менее 40% дохода.
По числу почтовых отправлений на одно домохозяйство (до 30 в год) «Почта России» уступает любому крупному мировому почтовому оператору. В Западной Европе этот показатель выше в 10-15 раз, в США — в 20-25 раз. Эти цифры есть в «Стратегии развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 годах», подготовленной Boston Consulting Group.
Кроме того, в документе говорится, что в этих странах почтовых отделений на одно домохозяйство приходится существенно меньше, чем в России. Закрыть лишние отделения (примерно 11 тысяч, то есть каждое четвертое) «Почте России» не позволяют действующие с доперестроечных времен нормативы. Пересматривать их правительство не собирается: на «Почту России» работают 392 тысяч человек (почти все — участники «Общероссийского народного фронта»).
В итоге ФГУП выживает как может. Пытается без банковской лицензии играть на поле финансовых услуг (это обеспечивает компании 40% выручки) и торговать чем придется, не только более или менее уместными в почтовых отделениях книжками и дисками, но также продуктами, косметикой и даже одеждой (еще 13%).
Так, несколько месяцев назад прогремел скандал вокруг микрокредитов под 2800%, сейчас в социальных сетях и блогах обсуждают, как провинциальные почтовые отделения «спаивают Россию», продавая «под видом косметического средства для ухода за волосами 75%-ый спиртовой раствор с оригинальным названием «Тоник с экстрактом красного перца»».
В прошлом году «Почта России» получила 120,7 млрд рублей выручки при затратах 136,1 млрд рублей. За счет прочих доходов (20 млрд рублей), в том числе помощи госбюджета, удается балансировать: чистая прибыль составила почти 800 млн рублей.
Проект модернизации «Почты России» оценивается примерно в 200 млрд рублей до 2020 года (из них на 2012-2015 годы — 158 млрд рублей). У «Почты России» таких денег нет.