Отечественные ценители заграничного интернет-шопинга, чье воинство насчитывают уже свыше двух миллионов человек, открыли для себя способ доставки покупок, позволяющий обойтись без обращения к пресловутой»Почты России». А ужс учетом удешевления услуги, в ближайшие годы еще столько же российских онлайнеров откроют для себя эту удивительную возможность. Спасибо изданию «КоммерсантЪ» за качественные и интересные материалы.
Догнать и перегнать офлайн
В нашей стране динамика трансграничной торговли (cross-border) представляет собой впечатляющую кривую. По оценке аналитического агентства DataInsight, в прошлом году россияне потратили в зарубежных интернет-магазинах $1,5 млрд на товары для личных нужд, что в полтора раза больше, чем в 2011-м. По статистике «Почты России», которая до сих пор обеспечивала доставку львиной доли покупок из-за границы, в прошлом году наши граждане получили 30 млн почтовых отправлений, 70-80% которых составили покупки в интернет-магазинах и консолидированные посылки от мейлфорвардеров (почтовых экспедиторов). В первом квартале текущего года физлицам было передано 11 млн почтовых отправлений — на 40% больше, чем за тот же период в 2012-м. Однако участники рынка ожидают еще более значительного общего роста трансграничной торговли — на 150%. В первую очередь — за счет альтернативных каналов доставки и мейлфорвардеров, которые консолидируют в одну посылку в среднем пять-шесть заказов. Статистика самих магазинов уже сейчас значительно превышает показатели «Почты России». К примеру, аукцион eBay, безусловный фаворит наших покупателей, в начале года, еще до запуска рекламной кампании по всей стране, получал из РФ 30 тыс. заказов в день. Год назад китайский аналог «Амазона» aliexpress.com получал из России 10 тыс. заказов в сутки, сейчас — 50 тыс. Ни один российский интернет-магазин не может похвастаться сравнимыми цифрами.
Почему так происходит, для всех очевидно: «там» цены ниже, выбор шире, а либеральное таможенное законодательство позволяет беспошлинно пересылать в свой адрес товары на сумму до €1 тыс. в месяц. Единственное, что омрачает жизнь российского шопоголика,— доставка. С одной стороны, «Почта России» и ее экспресс-подразделение EMS с непредсказуемыми сроками, порчей посылок и очередями в отделениях, с другой — солидные экспресс-компании с не менее солидными ценами и впечатляющим списком документов, которые надо собрать, чтобы получить свою «скоростную» посылку.
Дорогие гиганты
Действительно, все зарубежные посылки, письма, бандероли и пакеты делятся на два вида: международные почтовые отправления и экспресс-грузы. Доставку и таможенное оформление первых обеспечивает «Почта России» через так называемые ММПО (места международного почтового обмена). Для почтовых грузов правила въезда в страну предельно упрощены: таможенник доверяет рукописному инвойсу, составленному отправителем, и просто сканирует посылки на предмет запрещенных вложений.
Для таможенного оформления экспресс-грузов стоимостью более €200 требуются документы, подтверждающие личность покупателя, стоимость вещей, сам факт покупки, а также договор с таможенным брокером, подписанный покупателем. Трудности могут возникнуть в том случае, если покупатель и получатель не одно лицо, если адрес доставки не совпадает с биллинг-адресом (к которому привязана банковская карта) и тем более если в качестве адреса доставки указан офис какой-либо компании.
До последнего времени безальтернативными операторами рынка международной экспресс-доставки в России выступали компании «большой четверки» — DHL Express, FedEx, UPS, TNT. Их взаимодействие с частными клиентами строится так: курьерская компания получает посылку, звонит получателю и просит выслать вышеперечисленные документы. Только после выполнения всех необходимых таможенных процедур посылку доставляют получателю. Неудобство этого механизма для логистических компаний очевидно. Именно поэтому, например, DHL уже три года не доставляет посылки частным лицам в России, за исключением некоторых интернет-магазинов. «Мы работаем с теми магазинами, с которыми у нас есть соглашения о представлении необходимых документов для российской таможни,— объясняют в DHL Express.— Мы гарантируем премиальный сервис и не стремимся к массовости, чтобы избежать репутационных рисков». Клиентам FedEx (обеспечивает доставку, в частности, из британского магазина Next), в случае если стоимость заказа превышает €200, придется ехать для таможенного оформления посылки в аэропорт Домодедово — независимо от региона, в котором живет получатель. В противном случае посылку просто отправят обратно. У UPS пунктов таможенного оформления больше — около десяти в городах-миллионниках. Упрощать или автоматизировать процедуру операторы не спешат: для них это слишком мелкая задача.
Сборные грузы
Намного проворнее оказались относительно небольшие компании, в первую очередь американские мейлфорвардеры. По данным «Почты России», треть всех посылок и отправлений EMS поступает именно из США. Американские онлайн-магазины привлекательны для наших покупателей более низкими по сравнению с Европой ценами и более высоким по сравнению с Китаем качеством обслуживания. Однако доставка из США стоит дорого, поэтому для нашего шопоголика значительно выгоднее не отправлять по одному заказу из разных магазинов, а накупить побольше добра с доставкой на виртуальный американский адрес, а затем отправить одной посылкой в Россию. Именно поэтому услуги по консолидации и пересылке покупок из США развиваются гигантскими темпами. За последние два-три года вместо сотен нелегальных посредников в США появилось около десятка крупных компаний-мейлфорвардеров, обрабатывающих 25-30 тыс. входящих и 5-7 тыс. исходящих посылок в сутки. Благодаря укрупнению и жесткой конкуренции услуги мейлфорвардеров становятся все более доступными, что также способствует увеличению трафика из США.
Сервис Shopfans первым из мейлфорвардеров запустил альтернативную экспресс-доставку. Компания заключила договоры с авиаперевозчиком и таможенным брокером, обзавелась складом в Москве и укомплектовала штат курьеров. Первые посылки поехали в Москву в ноябре прошлого года, сейчас доставка осуществляется в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Цены на экспресс-доставку Shopfans идентичны тарифам EMS. «За последний год стало понятно, что возможна альтернатива Почтовой службе США (USPS) и «Почте России» с более низкими ценами и короткими сроками,— говорит Петр Шарапов, основатель Shopfans.— Минимальная стоимость экспресс-доставки из США в Россию сейчас начинается с $50, со сроком доставки четыре-пять дней до двери в Москве. Это казалось фантастикой еще год назад. С ростом конкуренции цены могут снизиться до $25-30 за полукилограммовую посылку».
Если для Shopfans собственная доставка — это пока дополнительный бизнес, то для мейлфорвардера Polar Express логистика превратилась в основной бизнес. По словам управляющего директора Polar Express Виктора Сидорова, компания сделала ставку не на экспресс, а на обычную доставку, то есть решила пожертвовать сроками, чтобы максимально снизить цену. Сейчас компания предлагает два вида доставки в Россию — авиа (10-15 дней до двери) и морем (5-8 недель до двери). Расценки у Polar Express на доставку из США сегодня самые низкие даже по сравнению с «Почтой России» (см. таблицу), потому что компания выстраивает логистический бизнес не только и не столько с расчетом на частных клиентов. Ведется активная работа с грузоотправителями — юридическими лицами, в первую очередь с крупными почтовыми компаниями — I-Parcel.com, Swiss Post, LaPoste, Pitney Bowes, Brokers Wordwide и другими. Большие объемы позволяют получать от перевозчиков самые низкие цены, которые применяются и для частных посылок.
Особенность независимой доставки, которую предлагают Shopfans и Polar Express,— возможность перевозки негабаритных грузов. Альтернативную доставку с этого года предлагают и другие мейлфорвардеры, однако они пользуются услугами российских логистических операторов, главным образом СПСР и Boxberry.
С российской смекалкой
Компания СПСР еще в начале 2000-х годов стала осваивать каналы независимой экспресс-доставки из-за границы, а сейчас является крупнейшим после «Почты России» оператором в этой сфере. «У нас на одном полюсе — относительно дешевая «Почта России» со всеми ее проблемами, на другом — «большая четверка» со стоимостью доставки в сотни долларов и тоже с проблемами для клиентов,— рассказывает Алекс Васильев из СПСР.— И не было ни одного сервиса, который бы за $50-60 привез вам покупки за неделю и вы были бы за них абсолютно спокойны. Мы обнаружили этот гэп и решили, что должны в него вписаться».
В СПСР пошли по пути сотрудничества с интернет-магазинами. В компании уверены, что интерес к России сейчас есть практически у всех крупных зарубежных онлайн-площадок. «Еще год назад в английском Asos удивлялись: у нас нет маркетинга в России, русского интерфейса — откуда 30 тыс. посылок в месяц? — рассказывает Васильев.— За последний год практически все английские бренды, не делая затрат на маркетинг, выросли по продажам в Россию процентов на сорок. Они не понимают почему».
По мнению Васильева, магазины до сих пор массово не открывают экспресс-доставку в Россию только потому, что им никто не предлагал системных решений, позволяющих с минимальным участием клиента соблюсти таможенные формальности: «Мы пытаемся объяснить ритейлерам, что с особенностями российского рынка можно прекрасно работать». СПСР первой внедрила систему сбора сканов и фотокопий паспортов в онлайн-режиме — это позволяет избежать таможенного оформления заказов стоимостью от €200 до €1000.
Первым крупным клиентом СПСР стал английский Asos, который теперь при заказе более чем на 6 тыс. руб. предлагает бесплатную экспресс-доставку в Россию. А в расчетах с датским Smartguy российский оператор внедрил наложенный платеж — это первый случай в трансграничной торговле, в которой платежи, как известно, осуществляются по банковской карте или через PayPal в виде предоплаты. Услугами СПСР с недавних пор пользуется и Next: не исключено, что этот оператор будет отправлять в Россию и горячо любимую нашими соотечественницами Victoria’s Secret.
Вторая категория партнеров СПСР — операторы «первой мили», такие как WorldNextDirect, предоставляющий услуги международной доставки большинству британских интернет-магазинов. Операторы «первой мили» забирают в магазинах товар, готовят документы для таможни и загружают его в самолеты, которые заказывает СПСР. Дальнейшее перемещение посылок обеспечивает российский оператор.
Собственно, наличие у магазина оператора «первой мили» — это часто главная причина возмутительной, с точки зрения шопоголика, политики интернет-магазина по отношению к российским покупателям. Яркий пример — крупнейший американский оператор Borderfree, обеспечивающий интернациональную доставку более чем 200 магазинам. Среди них такие популярные, как Saks Fifth Avenue, Sears, JCPenney, Shoes, Carter’s, Zulily, Macy’s, Overstock, The Children’s Place, OshKosh. До недавнего времени многие из этих магазинов вообще не предлагали доставку в Россию, а некоторые даже не принимали к оплате наши банковские карты. Теперь возможность доставки в Россию есть, однако при переключении на русский вариант сайта клиентам предлагаются цены в рублях — минимум на 20% выше долларовых. И доставка DHL Express с соответствующими расценками. Конечно, имеет место «колдовство» с обменным курсом, но основная причина наценки — маржа оператора «первой мили», которую он добавляет к стоимости товара.
«Теперь магазины видят, что российские клиенты все равно предпочитают заказывать на адреса мейлфорвардеров в США,— говорит Алекс Васильев.— И они уже задумываются о работе с Россией напрямую, а не через оператора». Перспективы для развития бизнеса, считают в СПСР, безграничны: «Сегодня доля «Почты России» в доставке товаров трансграничной торговли — 99%. Мы хотим занять 10% этого рынка к концу 2014 года».
Российская компания Boxberry сама выступает оператором «первой мили» для десятка немецких интернет-магазинов, а также для всех точек семейства Groupon Rus. На своем складе в Берлине она консолидирует заказы из немецких магазинов, а также транзитные потоки из США и Китая. В России у Boxberry помимо доставки до двери есть собственная сеть пунктов выдачи заказов, что позволяет предлагать интернет-магазинам несколько видов тарифов, в том числе более выгодные по сравнению с «Почтой России». По словам руководителя проекта Boxberry Константина Якунина, минимальные тарифы на авиадоставку, предлагаемые немецким интернет-магазинам, составляют €8 (до 0,5 кг, получение в пункте выдачи) и €13 (до 0,5 кг, до двери). Тарифы на доставку наземным транспортом вдвое ниже.
В целом экономика международной доставки говорит о том, что возможности для снижения цен есть. Как сообщили в СПСР, авиаперевозчики берут за свои услуги в среднем $7 за килограмм объемного веса при доставке из США и $5 — из Великобритании. Таможенное оформление, по данным Boxberry, стоит €1-2 за 1 кг. Самый дорогостоящий этап, говорят в Polar Express,— доставка по России. Однако, как утверждают в Boxberry, компании с большими объемами дистанционной торговли вполне могут получить тарифы на уровне 129 руб. и ниже за килограммовую посылку с доставкой из Москвы, например, в Екатеринбург.
Либеральная таможня
Ключевой момент независимой доставки для клиентов — таможенное оформление посылок. Пока все операторы решают этот вопрос по-разному. Все грузы Polar Express проходят таможню по упрощенной схеме, от клиента требуется только заполнение простой декларации. Довольно сложная система у Shopfans: по сути, клиент должен представить тот же список документов (паспорт, договор с брокером, инвойсы из магазинов, выписки из банка), что и в случае с международными экспресс-операторами, только загрузить все бумаги надо перед отправкой своего заказа из США на сайт мейлфорвардера. В случае с интернет-магазинами, которые доставляют товары при помощи СПСР или Boxberry, заказы стоимостью до €200 проходят без дополнительного оформления. Для заказов от €200 до €1000, если оператор — СПСР, покупателю после оформления заказа приходит e-mail-сообщение с просьбой перейти по ссылке, загрузить фотокопию двух страниц паспорта и подписать договор с брокером. Boxberry с большинством магазинов работает по системе личного кабинета, куда покупатель единожды загружает паспортные данные.
С начала этого года СПСР, Boxberry, Shopfans и ряд других операторов участвуют в эксперименте Федеральной таможенной службы (ФТС) по упрощению процедуры таможенного оформления экспресс-грузов. По действующим нормам логистические операторы должны оформлять таможенную декларацию на каждый товар в адрес физического лица. Однако новая редакция Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает возможность использования в качестве пассажирской таможенной декларации иных документов. «Суть эксперимента — минимизация документов, необходимых для оформления груза»,— говорит Алекс Васильев. Представитель ФТС Николай Соболевский, выступая на международной конференции по дистанционной торговле, подтвердил стремление ведомства оптимизировать и ускорить процесс оформления экспресс-грузов. «Правила настолько упрощены, что мы во многом работаем на доверии к участникам этого процесса»,— заявил он, комментируя в целом процесс таможенного оформления посылок в адрес частных лиц.
«Правила меняются очень быстро,— говорит пиар-директор Boxberry Дарья Бобровская.— Еще в декабре для оформления заказов стоимостью более €200 требовались сканы страниц паспорта с фотографией и пропиской, потом — только серия и номер паспорта, сейчас в некоторых случаях и это уже не нужно». Если в ФТС эксперимент признают удачным, это упростит жизнь и интернет-магазинам, и операторам, и покупателям.
Беспошлинный рай
Один из главных факторов роста трансграничной торговли — беспошлинный лимит €1000 в месяц, гарантированный российским шопоголикам. Он был утвержден два года назад почти случайно: при подготовке документов в рамках единого таможенного союза для упрощения процедур был взят максимальный беспошлинный лимит ввоза товаров для частных лиц, действовавший на тот момент в Казахстане,— €1000 или 31 кг в месяц. Вряд ли тогда кто-то мог представить последствия этого решения. Да, доморощенная онлайн-торговля несовершенна, розница поражает чудовищными ценами, но где это видано, чтобы наши граждане тратили деньги без пользы для государства?
Как ни странно, возможное снижение таможенного лимита не пугает участников этого рынка. «Разница цен в наших и зарубежных магазинах настолько радикальна, что выплата пошлины не столь критична — в том случае, если процесс оформления и выплаты этой пошлины удобен и прост»,— уверен Алекс Васильев. Он приводит в пример Бразилию, где беспошлинный лимит составляет всего $80 и тем не менее объем трансграничной торговли значительно выше, чем в России, потому что пошлину платят сразу при покупке товара. «Для нас, как для мейлфорвардера, главное — снижать себестоимость доставки,— говорит Петр Шарапов.— Чтобы цена вещи с учетом потенциальных таможенных платежей не была преградой для покупок». Впрочем, объективных предпосылок для появления преград в трансграничной торговле нет, поэтому для миллионов российских шопоголиков все только начинается.
Источник — КоммерсантЪ