Телефон в Москве
Телефон в Петербурге

«Часы» бизнеса и таможни идут вразнобой

«Часы» бизнеса и таможни идут вразнобой

 

12 марта 2014 года в Москве юридическая фирма Goltsblat BLP провела семинар на тему «Правоприменительная и судебная практика по административным и уголовным делам за нарушения таможенного законодательства». О том, как проходила работа семинара рассказывает наш московский корреспондент Ольга Заикина.
 
Открывая семинар, Александр Кирильченко, старший юрист Goltsblat BLP, отметил, что данная тема весьма актуальна для компаний, поскольку многие сталкиваются с административными делами (а иногда, к сожалению, и с уголовными), связанными с таможенными правонарушениями. По его словам, участие в мероприятии представителя ФТС России дает возможность «сверить часы» с тем, чтобы правовые позиции бизнеса и таможенных органов сближались.
 
Выступление Оксаны Рогачевой, начальника организации административных расследований Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России, действительно вызвало живой интерес аудитории. Вначале она рассказала о последних изменениях в уголовном и административном законодательстве, касающихся таможенных правоотношений, а затем ответила на вопросы и нарекания, которых оказалось довольно много.
 
Представитель «Автофрамоса» выразил удивление по поводу прозвучавшей в докладе сотрудницы ФТС оценки главы 16 КоАП («Административные правонарушения в области таможенного дела») как либеральной по сравнению с европейским законодательством, поскольку трудно признать таковыми конфискацию, штраф в размере 50% стоимости товаров, невозможность внести изменение в декларацию на товары после выпуска и т.п. Он также подчеркнул, что помимо непомерно высоких штрафов недовольство бизнеса вызывает крайне сложная процедура вынесения постановлений по делу об административном правонарушении (АП), которая существенно тормозит работу сотрудников таможенных органов, занимающихся непосредственно оформлением.
 
Оксана Рогачева в ответ проинформировала, что сейчас готовятся изменения в статью 23.8, которые, как надеется ФТС, сделают ее работающей: «По определенным видам правонарушений и в случае когда лицо не оспаривает факт привлечения к административной ответственности, будет возможно вынесение постановления по делу об АП без составления протокола, то есть в упрощенной форме». Она пояснила, что эта статья, собственно, и сейчас действует, но органы прокуратуры считают, что должностные лица таможенных органов, осуществляющие таможенный контроль на границе, не имеют полномочий на «упрощенку», поэтому было решено конкретизировать данную норму.
 
Наиболее бурную реакцию вызвало сообщение спикера о другом готовящемся сейчас изменении в КоАП, именно части 2 статьи 16.2 («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств»). (Подробно об этой проблеме рассказал Tks.ru Владимир Чикин, партнер практики по таможенному праву и внешней торговле юридической фирмы Goltsblat BLP LLP, см. статью «На милость таможни»: сдаваться или не сдаваться?) По словам Оксаны Рогачевой, экспозицию статьи в настоящее время пересматривать не предполагается, это отнесено на этап подготовки нового Таможенного кодекса Таможенного союза. Пока же ФТС по поручению правительства разработала законопроект о введении примечания к части второй этой статьи, которым предусмотрено освобождение от административной ответственности в случае, если декларант либо таможенный представитель самостоятельно выявил факт АП, устранил его негативные последствия и сам сообщил о нем в таможенный орган до того, как таможенный орган начал мероприятия таможенного контроля. Сейчас этот законопроект проходит процедуру согласования, в том числе идет обсуждение с Минэкономразвития и с бизнес-сообществом.
 
В ходе разгоревшейся дискуссии участники семинара попытались доказать представителю ФТС, что указанные в проекте условия освобождения от ответственности неприемлемы для бизнеса. Первое условие состоит в том, что обращение декларанта должно поступить в таможенный орган до того, как данный орган самостоятельно получит сведения об административном правонарушении, то есть начнет таможенную проверку. Но ведь такая проверка может быть и негласной – сразу же прозвучало возражение из зала, где собрались в основном профессиональные участники ВЭД. Поэтому на практике, скорее всего, получится так: декларант обнаружил ошибку, заявил об этом в таможенный орган, а ему говорят, что в отношении этой декларации уже давно идет проверка и на вас заводится дело об АП.
 
Ответ на вопрос, какой механизм защиты декларантов от недобросовестного поведения со стороны сотрудников таможенных органов может предложить ФТС, прозвучал довольно туманный. Оксана Рогачева отметила, что в законодательстве обозначены условия проведения таможенной проверки и что таможенные органы работают достаточно открыто.
 
Второе условие состоит в том, что освобождение от административной ответственности возможно лишь в случае, если сумма неуплаченных таможенных платежей составляет менее 1% суммы таможенных платежей, уплаченных по данной декларации. По единодушному мнению выступавших эта оговорка делает законопроект бессмысленным. «Ограничение 1% нужно убрать, – заявил один из участников обсуждения, – потому что белый бизнес из-за одной маленькой, в том числе технической, ошибки несет большие риски, связанные с уголовными делами. И наличие этого ограничения лишает бюджет тех денег, которые мы могли бы доплатить, таким образом, таможня опять белый бизнес загоняет в серую схему».
 
Аргументы Оксаны Рогачевой заключалось, во-первых, в том, что аналогичная норма действует в Белоруссии, и ФТС стремится к общему подходу в привлечении к ответственности, во-вторых, данный случай подпадает под определение малозначительности (статья 2.9 КоАП России «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения»), так что ФТС была не очень рада поручению правительства о разработке данного законопроекта, поскольку новая норма существо ситуации не меняет. «Но в таможенных органах на местах часто говорят, что малозначительность в отношении юридических лиц не применяется» – поправили сотрудницу центрального аппарата ФТС собравшиеся в зале практики. Словом, сближения подходов у представителей бизнеса и таможни явно не произошло. В качестве резюме Оксана Рогачева призвала участников семинара подключиться к работе над новым Таможенным кодексом ТС, пообещав, что все предложения бизнеса будут рассмотрены. 
 
Во второй части семинара своим опытом защиты компаний поделились партнер практики по таможенному праву и внешней торговле Goltsblat BLP Владимир Чикин (практика по таможенным уголовным делам) и старший юристGoltsblat BLP Александр Кирильченко (судебная практика по административным делам за нарушения таможенных правил), а юрист Goltsblat BLP Ирина Маликова показала на конкретном примере судебного прецедента ВАС России, как в реальности может быть применена малозначительность по делам о нарушении таможенных правил.
 
Ольга Заикина
специально для tks.ru

Оставить комментарий: