Девальвация национальной валюты, случившаяся в начале 2014 года, снизила внешнеторговый оборот региона в первом квартале 2014 года сразу на 9%. Пермские промышленники, в инвестпроектах которых импортное оборудование играло основную роль, от их реализации не отказываются, но ищут пути снижения издержек.
По данным Пермской таможни, внешнеторговый оборот региона обслуживания ведомства (Пермский край, Республика Удмуртия) в январе-марте 2014 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился на 9,1%, составив $1,3 млрд.
Наибольшее падение (56%) фиксируется в обороте со странами СНГ. Со странами дальнего зарубежья оборот уменьшился лишь на 2,5%. Причем снижение объема экономического взаимодействия с другими странами прослеживается как в импорте, так и в экспорте. Так, объем ввозимых товаров в стоимостном выражении сократился на 32%, составив $166,877 млн. Любопытно, что снижение этого показателя для стран СНГ составило 90,2%, а для стран дальнего зарубежья он, напротив, увеличился на 2%. Объем вывозимых товаров из региона сократился на 4,6%, составив $1,2 млрд. По странам СНГ снижение составило 22%, а по странам дальнего зарубежья 3,2%.
Президент Пермской торгово-промышленной палаты Марат Биматов говорит, что без тщательного изучения структуры внешнеторгового оборота делать какие-то выводы относительно вышеуказанных цифр сложно. «Нужно анализировать, по каким конкретно предприятиям идет падение, по каким конкретно странам, — считает господин Биматов, — в каждом случае это могут быть свои причины. Например, на одном из них не выстроена логистическая система — для перевозки продукции необходим специальный транспорт, а необходимым количеством перевозчики обеспечить его не могут». По словам эксперта, более понятной ситуация с внешнеторговым оборотом будет к концу года.
Стоит отметить, что тенденции снижения внешнеторгового оборота наметились еще в прошлом году. Так, по итогам 2013 года внешнеторговый оборот составил $8 млрд, уменьшившись по сравнению с 2012 годом на 9,6%. Доля экспорта во внешнеторговом обороте края составила 86,5%, импорта — 13,5%.
Снижение внешнеторгового оборота в правительстве края объясняют снижением мировых цен на основные товары экспорта. Это прежде всего продукция химической промышленности, на долю которой приходится почти половина (47,8%) от общего объема экспорта. В прошлом году экспорт химической продукции упал почти на 30% (всего экспортировано товаров на сумму $3,3 млрд).
Стоит отметить, что, согласно финансовым отчетам химических компаний за прошлый год, их показатели действительно упали. Так, один из основных экспортеров калийных удобрений Прикамья — «Уралкалий», который вторую половину прошлого года работал на мировом рынке без «Беларуськалия» (в июне компания начала самостоятельный трейдинг и перешла на принцип «объемы превыше цены»), несмотря на увеличение объемов продаж, сократил чистую прибыль в 2,4 раза. Это произошло из-за падения мировых цен: средняя экспортная цена на калий на условиях FCA упала на 28%, до $268 за тонну.
Напротив, в прошлом году положительную динамику показал экспорт топливно-энергетических товаров — рост на 19% (всего экспортировано товаров на сумму 2,8 млрд руб.). В товарной структуре импорта наибольший объем занимает машиностроительная продукция (62,8%). Рост данной продукции составил 25%.
Торговыми партнерами Пермского края в январе-марте 2014 года являлись 114 стран, 109 при экспорте, 59 при импорте. При этом доля государств дальнего зарубежья в товарообороте составила 94%, в структуре экспорта — 94%, импорта — 95%. Крупнейшими торговыми партнерами при экспорте стали: Китай (19,6%), Бразилия (12,8%), Индия (9,3%), Финляндия (6,2%), Турция (5%), США (4,7%), Нидерланды (2,8%), Украина (2,6%). При импорте: Германия (27,2%), Китай (25,9%), США (6,6%), Чехия (4,7%), Украина (4,3%), Италия (3,8%), Япония (3,4%), Швейцария (2,8%).
Основные доли в структуре импортных товаров приходятся на промышленное оборудование, электрические машины и их части. Также структурообразующими товарами в импорте являются пластмассы, изделия из черных металлов, а также транспортные средства.
Основной вид экспортной продукции в регионе — это удобрения (63,2%) и другие товары предприятий химического комплекса — органические химические соединения, продукты неорганической химии, минеральное топливо и продукты нефтеперегонки. Сравнительно большую долю в экспорте занимают древесина и изделия из нее, а также бумага.
Крупнейшим импортером Прикамья по итогам первого квартала 2014 года стало ОАО «Пермский моторный завод» (8,1% в общем объеме импорта). ООО «Орис» — инвестор проекта по строительству деревообрабатывающего комбината (4,6%), Краснокамская бумажная фабрика — филиал ФГУП «Гознак».
На ОАО «Пермский моторный завод» пояснили, что импорт оборудования необходим для реализации проекта по созданию перспективного двигателя ПД-14, которым будет комплектоваться ближне-среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Всего в период с конца 2013 года и в течение 2014 года в рамах облигационного займа предприятием будет закуплено 92 единицы нового высокотехнологичного оборудования (это металлорежущее, металлургическое, сварочное и контрольное оборудование). По состоянию на конец марта 2014 года получено 68 новых станков, практически все они предназначены для изготовления деталей для ПД-14. Основными внешнеэкономическими партнерами в данном направлении выступают Германия, Швейцария, Чехия и Великобритания. На ПМЗ отметили, что в целях минимизации финансовых и временных затрат в прошлом году завод получил статус уполномоченного экономического оператора. «Он позволяет доставлять и хранить приобретаемое импортное производственное оборудование на специально отведенных площадях на территории предприятия до завершения процедур, связанных с таможенной очисткой, минуя склады временного хранения», — пояснили на ОАО «Пермский моторный завод».
Как сообщает Пермская таможня, в 2014 году на территории Прикамья и Удмуртии запланировано начало реализации более десяти инвестиционных проектов, которые требуют взаимодействия с ведомством по вопросам внешнеэкономической деятельности. Задача взаимодействия с таможенниками — предупреждение рисков снижения экономической эффективности проектов из-за возникновения непроизводственных издержек, связанных с таможенными операциями. «Оценка потенциальных рисков производится и доводится до инвестора еще до заключения контрактов с иностранным партнером, — рассказали в Пермской таможне, — если контракт уже заключен, то прорабатываются возможности его изменения или определяются механизмы совершения таможенных операций».
При этом в ведомстве говорят, что готовы не только давать советы инвесторам, но и вносить изменения в деятельность таможенного органа. Так, в ноябре 2013 года Пермская таможня вышла с инициативой о передислокации Лысьвенского таможенного поста в Чусовой. Это решение было принято после обращения ОАО «Объединенная металлургическая компания», которое реализует в Чусовом инвестпроект по строительству трубного и сталеплавильного комплекса.
По данным таможенников, пока никто из крупнейших инвесторов об отказе от реализации проекта их не уведомил. «На данный момент все проекты подтверждены инвесторами, снижения объемов они не прогнозируют, — пояснили в ведомстве, — сведений о риске неисполнения уже заключенных контрактов с иностранными партнерами участники внешнеэкономической деятельности не предоставляли».
Есть основания полагать, что объем внешнеторгового оборота все же продолжит снижаться. Так, некоторые пермские промышленники уже объявили о приостановке крупных инвестпроектов, Это связано с девальвацией рубля, что в свою очередь привело к удорожанию необходимого для реализации проектов оборудования. Так, группа «Метафракс» решила отложить реализацию своего крупнейшего инвестпроекта в регионе — строительство установки по производству аммиака и карбамида. Как поясняют в компании, удорожание евро на 1 руб. увеличивает стоимость проекта на 700 млн руб., на 2 руб. — на 1,4 млрд руб.
В ООО «Сода-хлорат» также сообщили, что перед кризисом 2008 года владельцы подписали контракт на поставку оборудования в валюте, который в итоге привел к удорожанию проекта. В итоге проект также был приостановлен на три года. Группа «РИАЛ» тоже пошла на корректировку своих планов: в конце 2013 года перенесла реализацию инвестпроекта — строительство нового цеха на «Пермхлебе» стоимостью 200 млн руб. Компания пыталась договориться с поставщиками оборудования, чтобы зафиксировать авансовый платеж в рублях, но безуспешно. Промышленники теперь ждут стабилизации курса валюты.
КоммерсантЪ