Инвестиционная стратегия «Почта России» предполагает осуществить до 2018 г. капитальные затраты на сумму 131 млрд рублей, в том числе 18 млрд рублей в обновление ИТ-инфраструктуры. Это должно позволить увеличить выручку предприятия в полтора раза до 250 млрд рублей в год.
В период 2014 -2018 гг. «Почта России» осуществит капитальные затраты на сумму 131 млрд рублей. Это следует из утвержденных правительством Концепции развития почтовой связи до 2020 г. и стратегии «Почты России» до 2018 г. В этой связи «Почта» осуществит заимствований на 72 млрд рублей. Еще 40 млрд рублей предприятие возьмет из собственных средств, а i19 млрд получит за счет реализации своих активов. Срок окупаемости вложений — 11 лет.
Из этих денег в обновление ИТ-инфраструктуры будет вложено 18 млрд рублей. Как отмечается в стратегии «Почты России», сейчас бизнес-критичные приложения, включая систему автоматизации работы операторов WinPost, логистические ИТ-системы и систему безадресных денежных переводов, разработаны на базе технологий 1990-х годов. При этом на предприятии отсутствуют система планирования и оптимизации логистических потоков, система поддержки продаж и база данных клиентов. Отчетность и документооборот осуществляются в бумажном виде, а процедуры восстановления бизнес-критичных приложений после сбоев слишком длительные.
Кроме того, 80 тыс. рабочих мест не оборудованы компьютерами, в 7,8 тыс. почтовых отделений (19% от общего числа) нет телекоммуникационных каналов связи, а еще в 6 тыс. (14% от общего числа) каналы связи недостаточной скорости. В рамках реализации стратегии планируется до конца текущего года осуществить переход на новую автоматизированную систему Winpost 2, что позволят в два раза сократить среднее время обслуживания одного клиента.
Также на этот год намечено внедрение следующих ИТ-систем: информационной, управления продажами и взаимоотношениям с клиентами (CRM), управления активами (учет и контроль недвижимости), управления и контроля логистической инфраструктурой, единого процессинга финансовых услуг, улучшения эффективности внутренних бизнес-процессов и процессов контроля и отчетности. На 2015 г запланирована организация двух центров обработки данных (основного и резервного), а до конца следующего года — подключение к интернету все отделения почтовой связи в населенных пунктах с числом жителей свыше 500 человек.
В модернизацию сетевой инфраструктуры будет вложено 55 млрд рублей. До конца текущего года завершится создание сети макрорегиональных центров (МРЦ) в федеральных округах. К 2018 г. будут модернизированы 16 тыс. почтовых отделений, при этом 6 тыс. убыточных отделений будет выведено на безубыточность. Число почтамтов будет оптимизировано к середине 2016 г. за счет их объединения.
Пропускная способность отделений будет повышена путем изменения режима работы, учета сезонности, внедрения сменности и открытия дополнительных окон. В отделениях будет внедрена электронная очередь, установлены автоматы для продажи марок, открыток и прочей продукции. Также будут внедрены новые виды оказания услуг — почтоматы и подвижные отделения.
Новые отделения «Почты» будут открыты в городах с населением более 200 тыс. человек, в том числе в бизнес-центрах, на крупных предприятиях и обособленных территориях.
Модернизация логистической инфраструктуры потребует 24 млрд. В частности, будет перестроена маршрутная сетка и улучшена работы с транспортными компаниями, создана система по контролю качества работы почтальонов, организованы автоматизированные магистральные логистические центры с точками международного почтового обмена для ускорения магистральных перевозок и выполнения нормативов пересылки почтовых отправлений. Также к 2018 г. будет полностью обновлен автопарк предприятия.
В развитие услуги доставки посылок «Почта» вложит 7 млрд. Средства пойдут, в том числе, на модернизацию существующего логистического центра в Германии, создание новых логистических центров в Китае, Сингапуре, США и Германии, организацию курьерских служб в 144 крупнейших городах страны, создание 500 центров приема и выдачи посылок в городах с населением от 500 тыс. человек и выделение окон для работы с посылками в 8 тыс. отделений.
В продвижение финансовых сервисов предприятие вложит 19 млрд, в том числе будет сформирован штат продавцов-консультантов и внедрены мобильные терминалы для продажи соответствующих услуг почтальонами. В развитие сервиса доставки письменной корреспонденции будет вложено 4 млрд, в том числе предприятие намерено активно заняться адресными рекламными рассылками («директ-маркетингом»).
Согласно замыслам авторов стратегии, к 2018 г. выручка предприятия должна достигнуть 225 млрд — в полтора раза больше, чем было в прошлом году (140 млрд). Чистая прибыль должна составить 500-700 млн (правда, уже после составления стратегии были подведены итоги 2014 г., согласно которым чистая прибыль предприятия уже составила большее значение — 1,24 млрд). Рентабельность по чистой прибыли будет достигать 0,3%, а средняя выручка на одного сотрудника в месяц увеличится почти в два раза с 33 тыс. до 63 тыс.
В сегменте письменной корреспонденции выручка «Почта России» к 2018 г. увеличится в полтора раза по сравнению с 2013 г. и составит 57,3 млрд. Доля предприятия на этом рынке составит 85% против нынешних 76%, при этом на рынке «директ-маркетинга» доля составит 70%. В сегменте посылок выручка вырастет в три раза по сравнению с 2013 г. и составит 71 млрд. Доля предприятия на этом рынке увеличится с 37% до 47%.