Как стало известно РБК, у правительства и Минкомсвязи возникли разногласия о способах дальнейшего реформирования «Почты России». Спор вылился в аппаратную борьбу вокруг корректировки резонансного закона о почтовой связи.
Наличие разногласий между командами вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего, помимо прочего, почтовую отрасль, и министра коммуникаций и связи Николая Никифорова следует из оказавшейся в распоряжении РБК июльской переписки правительственных и министерских чиновников при подготовке заседания экспертного совета Минкомсвязи.
Выездное заседание экспертного совета Минкомсвязи состоялось 10 июля в Ростове-на-Дону, сообщается на сайте министерства. Эксперты, в частности, обсудили доработанный ведомством ко второму чтению правительственный законопроект о почтовой связи, следует из сообщения. Поправок к этому законопроекту уже больше года ждут в профильном комитете Госдумы по информационной политике — срок их внесения истек в апреле 2014 года, говорил ранее РБК источник в аппарате комитета.
«Статус материалов неясен»
Представители правительственного аппарата были приглашены на июльское заседание экспертного совета, но не прибыли, сказал РБК чиновник Минкомсвязи. О причинах отсутствия правительственных чиновников на заседании экспертного совета собеседник сообщить отказался. «У нас добровольное участие», — подчеркнул он.
Чиновники правительственного аппарата недовольны нарушением процедуры при работе министерства над поправками и именно поэтому не приняли приглашение на заседание, следует из переписки министерских и правительственных чиновников (есть у РБК). Материалы, которые Минкомсвязи планировало обсудить с экспертами, не вносились в Госдуму, не рассматривались правительством и федеральными органами исполнительной власти, они «ни в какой степени не соответствуют одобренной при принятии в первом чтении концепции правительственного законопроекта и не могут рассматриваться ни как отдельные законопроекты, ни как поправки ко второму чтению», писал один из помощников вице-премьера Дворковича в ответ на приглашение Минкомсвязи в начале июля.
«По мнению аппарата правительства, в настоящее время легитимная возможность рассмотрения этих материалов отсутствует. В связи с изложенным статус предполагаемого мероприятия и представленных материалов неясен», — сказано в том же сообщении.
Собеседник РБК в министерстве не отрицает, что правительственные чиновники выражали недовольство при подготовке экспертного совета, но повестка мероприятия из‑за этого не менялась, сказал он.
Предложения Минкомсвязи не должны рассматриваться как поправки к законопроекту, у министерства лишь было разрешение направить их в Госдуму в качестве экспертного заключения, говорил собеседник РБК в аппарате правительства. Но прежде чем рассматривать документ на экспертном совете, министерство все равно должно было представить его аппарату правительства, чего не сделало, добавил источник.
«Поправки не вносились, не обсуждались и не согласовывались с аппаратом правительства», — сказала во вторник РБК и пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина.
В ответ на вопрос РБК о том, почему документ не согласовывался с правительством, замминистра Михаил Евраев ответил, что все, что министерство должно согласовывать в правительстве, оно всегда согласовывает, и по другому работа строиться и не может.
По словам Евраева, в ходе подготовки законопроекта (и сопутствующего ему акта) ко второму чтению «было проведено много рабочих встреч и совещаний, в том числе с экспертами «Открытого правительства», на площадках Госдумы, Совета Федерации и Общественной палаты. На основе предложений экспертов министерство подготовило рабочий текст, который был направлен в комитет Госдумы». Из пояснений Евраева следует, что это не законопроект, а проработанные предложения экспертов, направленные в комитет «в рабочем порядке».
Почта не дошла
В распоряжении РБК есть копии письма Евраева от 3 июля председателю профильного комитета по информполитике Леониду Левину и в приложении к нему — текст, о котором говорит замминистра.
Но собеседник в профильном комитете отрицает получение таких документов.
Ранее думский собеседник РБК говорил, что еще минувшей весной министерство пыталось внести свои поправки в Думу, минуя правительство (только оно, а не министерство, имеет право на законодательную инициативу) — через депутатов, но комитет принять их не согласился. Это тогда не отрицал и чиновник министерства.
Действия министерства вызывают «некоторое недоумение», отмечает источник РБК в аппарате правительства. Причины нежелания министерства согласовать свои предложения с правительством собеседнику РБК, по его словам, неизвестны.
Такие действия могут объясняться разногласиями с правительством по поводу дальнейшего развития «Почты России», в частности, связанными с возможностью ее приватизации; министерство могло обратиться к депутатам, понимая, что подготовленные им поправки вызовут критику со стороны других ведомств, рассуждал ранее один из думских собеседников РБК.
Законопроект о почтовой связи необходим для решения важных для отрасли вопросов — начиная с возможности приватизации «Почты России» и заканчивая получением гражданами пенсий, других социальных выплат и изданий по подписке, указывал думский собеседник РБК. Действующий больше 15 лет закон устарел и не соответствует изменившейся реальности, сказано в пояснительной записке к проекту, внесенному в Думу правительством в декабре 2013 года. В марте 2014 года документ был принят Госдумой в первом чтении, несмотря на критику со стороны экспертов, депутатов, а также Счетной и Общественной палат.
Законопроект, в частности, критиковали за предложение о разделении почтовых услуг на универсальные и курьерские (предполагалось, что курьерские подразделения будут обособлены и станут самоокупаемыми, а универсальные будут существовать за счет субсидий из бюджета) и за положения о возможности приватизации «Почты России». Профильный комитет по информполитике также указывал на многочисленные расхождения проекта с терминологией Всемирного почтового союза. Комитет по финансовому рынку (соисполнитель по законопроекту) выступил против предоставления почтой банковских услуг. Предложения Минкомсвязи не учитывают многих замечаний, говорил один из думских собеседников РБК.
Минкомсвязи не может согласовать поправки в законопроект, так как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не согласна с текстом документа по поводу недискриминированного доступа других почтовых операторов (курьерских служб) к инфраструктуре «Почты», объяснил РБК исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли Михаил Яценко. По его словам, в тексте поправок содержатся ограничения по доступу к инфраструктуре «Почты» других операторов. Минкомсвязи хочет, чтобы использовались услуги «Почты», а ФАС за то, чтобы пользоваться инфраструктурой, добавил Яценко.
Прием поправок к законопроекту истек в апреле 2015 года — этим недовольны в аппарате Дворковича, отметил Яценко. Кроме того, предполагалось, что сначала будет принята концепция развития почтовой связи, а потом закон «О почтовой связи» и стратегия «Почты России», а в итоге все поменялось — стратегия уже принята, отметил Яценко.
Идеи Минкомсвязи
С текстом доработанного Минкомсвязи законопроекта РБК знаком с мая, с тех пор он не менялся, говорит собеседник в министерстве. Новая версия вводит принципы конкуренции между операторами почтовой связи. Один из них будет назначен ответственным за предоставление пользователям обязательных услуг: пересылки отправлений по государственным тарифам. Назначенный правительством оператор получит исключительные права на участие в международном почтовом обмене и предоставление услуги почтовых денежных переводов. Он также будет обязан доставлять печатные издания по подписке, пенсии и пособия.
К числу обязательных услуг будет отнесена и пересылка электронных отправлений с помощью государственной электронной почтовой системы. Тарифы на необязательные услуги оператор будет устанавливать самостоятельно.
Помимо прочего, Минкомсвязи предлагает расширить перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке. В частности, вводится полный запрет на пересылку денег и иностранной валюты — доработанный документ не содержит исключения даже для Центробанка и его подразделений.
Банк для Никифорова
В конце июля правительство согласилось создать Почтовый банк на базе Лето Банка, «дочки» ВТБ. Ожидается, что в распоряжение банка может перейти сеть отделений по всей стране, то есть порядка 42 тыс. точек. Как сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, главным кандидатом на пост председателя совета директоров новой финансовой структуры является министр связи Николай Никифоров.
Именно глава Минкомсвязи занимается разработкой акционерного соглашения — такое решение было принято на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 23 июля. До середины сентября Никифоров должен создать при ФГУП «Почта России» дочернее предприятие, которое приобретет 50% минус одна акция Почтового банка.
Также Никифоров должен обеспечить подписание акционерного соглашения с группой ВТБ о равных голосах участников по ключевым вопросам и определить размер инфраструктурного платежа, который получит «Почта России» от работы новой структуры в 2016–2023 годах, рассказывал РБК источник в правительстве. Собеседник РБК сообщал, что «Почта» должна получить более 47 млрд руб., включая плату Почтового банка за использование почтовых отделений.