ФГУП «Почта России» может до 2023 г. суммарно получить от «Почта банка» в качестве инфраструктурного платежа 54 млрд руб., а не 47 млрд, как было запланировано ранее, следует из вчерашнего сообщения «Интерфакса» со ссылкой на замминистра связи Михаила Евраева. В новой стратегии развития «Почта банка» (50% плюс 1 акция принадлежат «ВТБ 24», остальные акции через дочернее ООО «Почтовые финансы» контролирует ФГУП «Почта России») его акционеры увеличили число клиентских центров, которые планируется открыть в отделениях почтовой связи, что и привело к росту инфраструктурного платежа, сообщил сотрудник пресс-службы группы ВТБ и подтвердил представитель «Почты России». Согласно базовой стратегии размер инфраструктурного платежа составит 47–48 млрд руб., по более амбициозной – 54 млрд руб., уточнил вчера Евраев.
Новая стратегия развития банка на ближайшие семь лет была утверждена 11 августа наблюдательным советом «Почта банка», говорится в материалах банка. Почта должна получать инфраструктурный платеж от «Почта банка» за предоставление площадей в своих отделениях под открытие клиентских центров банка. Ранее в годовом отчете «Почта банка» за 2015 г. «физическое присутствие продуктов банка» до 2023 г. планировалось обеспечить в 15 000 почтовых отделений. А предправления ВТБ Андрей Костин говорил о планах открыть банковские офисы в тех же самых 15 000 почтовых отделений к 2018 г. Теперь стратегия подразумевает открытие 26 000 клиентских центров к 2023 г. Всего у «Почты России» работает 42 000 отделений. Как рассчитывается сумма инфраструктурного платежа, акционеры банка не раскрывают.
Таким образом, размер платежа увеличится непропорционально росту запланированного количества центров: платеж вырастет на 15%, в то время как число предоставленных почтой отделений – на 73%.
Инфраструктурный платеж помимо обеспечения своей текущей операционной деятельности «Почта России» направляет на модернизацию логистической инфраструктуры и сети почтовых отделений, а также на повышение зарплат и развитие персонала, говорит сотрудник пресс-службы предприятия.
«Почта России» получит от банка не менее 60 млрд руб., в том числе 47 млрд – в виде инфраструктурного платежа, заявлял в 2015 г. министр связи Николай Никифоров. Остальные 13 млрд – это дивиденды, которые банк начнет платить, по прогнозу Костина, с 2020 г. Прибыль банка будет распределяться между его акционерами пропорционально долям, уточнял гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов.
С учетом текущего убытка (см. врез) инфраструктурный платеж – это хорошая прибавка для «Почты России», говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. При равномерном распределении средств в среднем предприятие будет получать 7 млрд руб. в год.
Развитие «Почта банка», инфраструктурный платеж и дивиденды от дочерней компании должны стать одним из ключевых драйверов роста финансовых показателей «Почты», считает аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Тем не менее платеж скорее всего будет распределен по годам неравномерно и будет связан с динамикой развития сети, добавляет он. В целом даже без доходов, связанных с «Почта банком», ФГУП может самостоятельно и без госсубсидий выходить на чистую прибыль, полагает Нигматуллин.
Инфраструктурный платеж «Почта банк» проводит регулярно, говорит представитель почты, но с какими интервалами проходят эти транши, не уточняет.