О начале работы в «Почте России»
«У меня не было иллюзий, я понимал, что будут существовать определенные имиджевые риски. Когда ты приходишь в большую инертную систему с тяжелым прошлым, с негативным восприятием у населения и пытаешься проводить изменения, то ты сталкиваешься с агрессивной средой. Извне любые изменения будут казаться медленными и незначительными, они начинают быть заметными через какой-то период времени — 5–10 лет. С другой стороны, существует агрессивная внутренняя среда, потому что ты приходишь и заставляешь людей меняться, начинаешь задавать неудобные вопросы. Возникает инертное сопротивление, с которым тоже необходимо считаться. Это реальность, и надо быть к ней готовым, иначе ты можешь сломаться».
О ролевой модели развития
«Я понимал: чтобы сделать российскую почту эффективной, прозрачной, самоокупаемой, конкурентной, надо двигаться по этому пути, когда национальный почтовый оператор становится реальным бизнесом. Да, на начальном этапе трансформация требует поддержки государства, принятия правильных законов. Дальше можно становиться уже глобальным игроком на мировом рынке. Сегодня рынок почтового бизнеса давно перестал быть локальным, нужно иметь очень сильные позиции и за рубежом».
О прекращении господдержки
«Наверное, эти деньги были нужнее где-то в другой отрасли. Поэтому в 2014 году нам объявили, что дотации закончились. Это было неожиданностью, и первая реакция была: необходимо что-то делать, так как у нас возник разрыв бюджета текущего года, куда все эти субсидии были заложены. Нам пришлось пойти на непопулярные меры — повышение тарифов на подписку (а именно были отменены субсидии на подписную кампанию). Была колоссальная волна негатива в медиа с обвинениями меня чуть ли не в подрыве государственных устоев, но мы смогли объяснить свои действия, смогли перестроить отношения со всеми издательскими домами, с изданиями, которые нас в конечном итоге поддержали».
Об акционировании «Почты России»
«Акционирование как этап было заложено в рамках стратегии развития предприятия до 2018 года. Поскольку это правительственные законы, «Почта России» вносить их на рассмотрение в Госдуму не может. Не хотелось бы заниматься конспирологией. У меня нет ответа почему. С технической точки зрения компания готова к акционированию уже третий год. <…> Если говорить о некой фобии, то, безусловно, большинство людей могут воспринимать слово «акционирование» как тождественное слову «приватизация», которое у многих в головах ассоциируется: «Приватизируют — разворуют». Это тоже не так. Нужно просто понимать, для чего это делается, понимать, какая цель, и последовательно, четко и грамотно идти по этому пути».
О стратегии развития «Почты России»
«Находиться постоянно в процессе, когда ты догоняешь рынок, невозможно. И если в наших планах стоит, в рамках стратегии, построить семь сортировочных центров, то, конечно, их надо строить максимально быстро и одновременно. Только тогда это дает некую экономическую синергию и эффективность, которая позволяет проходить сезоны на горизонте 5–10 лет. Мы же каждый год пытаемся построить по одному центру, вынимая средства из операционной прибыли. Это достаточно экстенсивный путь развития, который, к сожалению, пока единственно возможный для нас».
Чем известен Дмитрий Страшнов
Дмитрий Страшнов был назначен гендиректором «Почты России» в апреле 2013 года. Его предшественник на посту руководителя «Почты России» — Александр Киселев был отправлен в отставку из-за почтового коллапса: весной 2013-го в столичных аэропортах и пунктах международного почтового обмена застряло около 500 т почты и было введено временное эмбарго на международные отправления. До прихода в «Почту России» Страшнов работал в «Tele2 Россия» (сейчас — «T2 РТК Холдинг»), а также компаниях Philips Consumer Electronics и Electrolux Home Appliances.
О бонусе в 95,4 млн руб. и уголовном деле
«Это был пока единственный бонус за четыре года. За 2015, 2016 годы выплат, годовых премий не было. <…> То, что касается всей этой истории, которая продолжается на протяжении последнего полугода, не исключаю, что это может быть определенный элемент информационного давления на меня и на команду. Мы сотрудничаем со следствием, встречаемся, даем показания. Я думаю, что на все вопросы, которые у следствия возникают, мы даем исчерпывающие ответы. <…> Я бы очень не хотел связывать свой уход и возможные изменения в команде именно с тем уголовным делом, которое сегодня открыто в отношении наших коллег из Минкомсвязи».
О слухах об отставке
«Первая информация, первые слухи, которые начали эскалироваться о возможной отставке, начались буквально через три-четыре месяца после моего прихода в «Почту России». Я все эти четыре года находился в процессе ожидания каких-то изменений. В какое-то время просто перестал на это внимание обращать, но, по сути, эта тема в той или иной степени, с привлечением тех или иных ресурсов муссировалась очень долго».
О направлениях развития «Почты России»
«Я считаю, что должны быть две итерации. Во-первых, это корректировка дисбаланса, которая есть сейчас. Наверное, должна подрасти Европа и появиться прямые каналы поставки товаров из электронных магазинов Соединенных Штатов и Южной Америки, почему нет. Это первое. Второе — все-таки хотелось бы видеть корректировку импортного дисбаланса, так как сегодня мы на 99% являемся страной-потребителем. Все-таки хотелось бы, чтобы товаропоток, который мы сегодня наблюдаем, был не только входящим, но и исходящим. Это уже вопрос развития электронной торговли внутри страны и увеличения собственного экспортного потенциала — конкурентности товаров, которые должны быть востребованы за рубежом».
О новых бизнесах вокруг «Почты России»
«Я не исключаю, что после акционирования «Почта России» могла бы создать дочернюю компанию розничного формата 50–100 м самостоятельно или совместно с партнерами».
О главных достижениях
«Я считаю, что главное достижение это то, что за два года нашей работы «Почта России» стала безубыточным и бездотационным предприятием, предоставляя при этом социально значимые услуги всему населению, убыточные по своей сути.
Во-вторых, есть знаковые проекты, которые говорят о том, что почта выходит на современный уровень развития — это высокотехнологичные сортировочные центры мирового уровня и запуск собственной почтово-транспортной авиации.
Безусловно, создание Почта Банка — это одно из главных достижений»
О главных провалах
«Непринятие законов «О почтовой связи» и акционировании не позволило реализовать все проекты, на которые мы рассчитывали. Наверное, все это время не хватало некоего «политического спонсорства», необходимого для трансформации «Почты России», публичной позиции государства. И третье, как производное, — не удалось встретиться с Владимиром Владимировичем Путиным и эти вопросы обсудить».
О планах на будущее
«У меня пока не было времени представить себя вне почты. Я думаю, что мог бы много чем заниматься, интересным и масштабным. Но для того чтобы почувствовать себя вне почты, нужно сделать шаг на выход и оглядеться по сторонам».