НДС на посылки, ввозимые из-за рубежа, — вот что предлагает ввести Ассоциация компаний интернет-торговли в справке, подготовленной по поручению российского президента Владимира Путина. Идея не нова, однако переполошила многих. К чему может привести эта затея?
«Цены на сайтах уже должны будут включать необходимые фискальные платежи, потребителям не потребуется дополнительно оплачивать налоги с покупок», — утверждает АКИТ в своей записке.
По данным «Ведомостей», предложение ассоциации аналогично проекту депутата от ЛДПР Андрея Лугового, который в декабре пожелал обложить налогом на добавленную стоимость электронные услуги иностранных компаний, включая App Store и Google Play.
В настоящий момент беспошлинными считаются все покупки через интернет ценой до 1 тыс. евро на человека в месяц. Если эта отметка превышается, пошлина автоматически становится 30-процентной.
Помимо этого, существует лимит по массе приобретаемых через интернет зарубежных товаров: не более 31 кг в месяц на покупателя.
«Уравнять условия»?
Еще в октябре 2014 года АКИТ, объединяющая более 20 крупных ритейлеров, утверждала, что отсутствие пошлин обедняет российский бюджет.
Тогда исполнительный директор ассоциации Виталий Жигулин утверждал, что в случае принятия лоббируемого им порога в 150 евро доходы бюджета страны за 2015-2017 годы прирастут еще на 60 млрд рублей (930 млн долларов по текущему курсу). Интересно, что о тех же 60 млрд рублей члены АКИТ говорят и сейчас.
Таможня и минфин России в том же 2014 году также просили снизить беспошлинный порог до 150 евро.
Российские онлайн-ритейлеры полагают, что слишком высокий порог делает их неконкурентоспособными по сравнению с зарубежными коллегами.
Российский продавец бытовой техники и электроники с крупнейшим оборотом — «М.видео» — поддержал ввод НДС-регистрации для зарубежных онлайн-магазинов. Однако появление проблем в случае введения НДС предрекают многие.
«Служба курьерской доставки SPSR EXPRESS согласна, что многие российские ритейлеры заинтересованы во введении НДС для зарубежных продавцов,чтобы «уравнять» условия, однако сомневается, в отличие от АКИТ, что потребитель не заметит разницы. Сроки доставки из-за рубежа благодаря экспресс-операторам, реализующим прямые продажи — доставку от зарубежного ритейлера напрямую покупателю, — для производителей товаров приближаются к доставке из российских интернет-магазинов. […] В случае введения НДС издержки лягут на плечи конечного получателя», — сообщили bbcrussian.com в пресс-службе компании.
Александр Иванов, Национальная ассоциация дистанционной торговли, председатель:
Если представить себе, что найдется идиот, который в интересах одной компании сделает какие-то телодвижения и закон примут, то плохо будет всем, включая эту не к ночи будь помянутую компанию. Ничего хорошего в этом желании нет в принципе. Я пытаюсь смоделировать последствия от ограничений и запретов. В принципе, ограничения будут следующие: у нас будет резкое удорожание логистики со всеми вытекающими последствиями и все компании получат кучу проблем из-за этого.
История простая: дешевые товары продаются по определению лучше, чем дорогие, товаров за тысячу продают больше, чем на 10 тысяч. Средний чек у нас — 4,5 тыс. рублей грубо; учитывая стоимость доставки, человек ожидает 5-10% от суммы уйдут на нее. У китайских товаров декларируется бесплатная доставка, ну окей — это чехольчик для телефона за 5 долларов или проводки за три, но надо понимать, что бесплатной доставки не бывает: она «зашита» в стоимость товара. Или например, доставка дорогого товара спонсирует доставку дешевых, это такой массовый круговорот. Легенда о том, что китайское правительство или почта Китая что-то дотирует, — но с какого перепоя?
Логистика идет с потока: когда есть большой поток. Где у на сейчас падают цены при очевидном росте качества? Это логистика. За счет чего так? За счет китайцев. Вот убери сейчас эти потоки — начнется катастрофа: цены поползут вверх и количество товаров станет уменьшаться. Цены поползут вверх, и дешевые товары будут вымываться с рынка. «М-Видео» наплевать: их средний чек так высок, что для них это не имеет значения, и они надеются, что не пострадают в этой истории. Может, качество доставки у них упадет, ну и ладно.
Говорят: у китайцев много посылок, у нас мало, давайте сделаем так же. Но не получится: появится черный рынок, как это произошло в Бразилии. Противники кросс-бордер [трансграничной] торговли приводят в пример Бразилию […]. Но все ушло в черный рынок, это кормушка для таможни откровенная: для посылок от частного лица к частному установлена норма 50 долларов [без пошлин], а дальше на усмотрение таможни. Но что такое 50 долларов? В результате все «белые» фирмы — Ali Express, китайцы все — ушли с рынка, остался полный беспредел. В рамках исследования я обратился к коллегам из Бразилии: так там оборот почты Бразилии упал в четыре раза, а черный рынок растет на 50% в год. Если [в России] примут такое, официальный Ali Express однозначно уйдет.
Можно не ходить в Бразилию — вот рядом Белоруссия, где сначала ввели норму в 200 евро. У нас часто цитируют АКИТ, которая говорит: везде 22 [доллара стоимости посылки как порог для беспошлинной пересылки], а у нас — тысяча. Только у нас — тысяча в месяц, не за одну посылку. И в 2014 году, когда Белоруссия прислушалась к рекомендации [Всемирного почтового союза] — 200 долларов за посылку, почта Белоруссии получила бешеный скачок — 3,6 млн посылок на страну, где 8 миллионов населения, а за 2015 год они скакнули на 11,8 млн посылок.
Тысяча за месяц — правда ограничительная норма, а 200 за посылку — тут дело мутное. У нас в среднем 135 млн посылок на 144 млн населения — коэффициент 0,9 на душу населения, а в Белоруссии в прошлом году был 1,2. Теперь они решили, что непорядок, ввели евронорму — 22 доллара — и их обороты за первый квартал этого года упали впятеро, а обороты посылок не упали, поскольку для Казахстана и России все идет. Причем между почтами России и Белоруссии посылку отправить — рублей 500, то есть, дорого. Тут явно пошли какие-то предприимчивые люди этим заниматься. Я прогнозирую, что в этом году в Белоруссию перешлют 15-18 млн посылок, но на долю госпочты из них придется, дай бог, процентов 10-15. Все остальное — хотели налоги получить, не получите. Ровно тот же механизм, что и в Бразилии.
И то же произойдет у нас, поэтому Федеральная налоговая служба говорила, что это плохая идея, поскольку администрирование будет дорогим. И еще — не знаю название этих фирм — есть определенные фирмы при таможне, которые в состоянии собрать эти налоги — очередной » Платон», хороший бизнес. Все правительство — не только ФНС — должно говорить, что это не нужно.
О чем еще умалчивают — объемы катастрофы. [Интернет-торговля] — это 0,7% всего розничного оборота в стране. Сейчас администрация президента поддерживает эту историю, говорит: «Давайте покажем этим китайцам». А что мы им можем показать? […]. Мы сбросимся с 12-го этажа, вот китайцы удивятся. Может, и удивятся, а может, не заметят, поскольку я был в Китае в жюри самого крупного в мире конкурса по интернет-торговле и инновациям. Мы думаем, что китайцы знают о нас — матрешка, самовар, медведи, — но это мания величия. Китайцы не знают о нас ничего — «А, где-то на севере? Там, где все время снег?»
Поэтому нам надо работать на обороте, отстраивать логистику, поскольку у нас одна из самых сложных стран в этом плане. И еще — у нас совокупный объем — 1,7 онлайн-продаж на душу населения. Чтобы вы понимали — в Китае 16 интернет-продаж в год. У лидеров — Южной Кореи и Великобритании — около 50. У нас толком ни конкуренции, ничего этого нет. Спасибо, что китайцы эффективно рекрутируют в интернете новых клиентов. Они собрали толпы людей, они приучили делать предоплату картой. Вот эти люди, которые приучились покупать на Ali Express, они на второй год приходят в российские интернет-магазины. Согласно нашему полевому исследованию, в российские интернет-магазины сейчас вернутся те, кто научился покупать на Ali в 2013 году. У китайцев примерно получается одна посылка — один предмет, а у нас в одной посылке — 2,3 предмета.
На крупнейший китайский онлайн-ритейлер Ali Express только «Вконтакте» подписаны более 1,2 млн пользователей. Российское представительство компании отказалось комментировать Би-би-си предложение АКИТ, заметив лишь, что оно не первое в своем роде.
Постоянных покупателей интернет-магазинов пугает перспектива введения налогов. Как объясняют активные в соцсетях клиенты, покупка в зарубежном онлайн-магазине может быть и выгодной, и оперативной, при этом за качество товара не приходится беспокоиться.
«В большинстве случаев мы покупаем одежду, обувь, косметику, БАДы. Косметика раза в два-три дешевле, чем у нас в рознице. Одежда фирменная дешевле, чем в магазинах — раза в полтора. На » Черную пятницу» можно и Kindle купить за 30 долларов, доставка — еще 10 долларов. Я покупаю что-то в три раза дешевле, чем можно здесь купить в аптеке. По одежде — можно что-то померить здесь, а купить в интернете. Особенно обувь. Опять же экономия времени — это сильно рациональнее, чем покупать здесь. Очень будет жаль, если пропихнут [закон]: НДС — это возвратная величина, нужно понимать, на что возвращают», — рассказала Русской службе Би-би-си постоянный клиент нескольких интернет-магазинов Наталья.
Пользователи обращают внимание, что НДС, взимаемый в другой стране, можно вернуть при пересечении границы.
Глава российского представительства интернет-аукциона eBay Владимир Долгов считает инициативу АКИТ несбалансированной хотя бы потому, что граждане России могут легально провозить через таможню товары на сумму до 10 тыс. евро (11100 долларов).