Официальные данные белорусской таможенной статистики косвенно подтверждают: после введения Россией продовольственного эмбарго Белоруссия стала транзитным каналом для поступления запрещенной продукции в Россию.
Неслучайное совпадение
Как следует из официальных данных Белстата за 2014 год (есть в распоряжении РБК), после введения Россией в августе прошлого года эмбарго на поставку продовольственных и сельскохозяйственных товаров из стран ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии структура белорусской внешней торговли претерпела существенные изменения. По целому ряду запрещенных Россией товарных позиций Белоруссия порой многократно нарастила импорт из стран, подпавших под российские санкции. И одновременно по этим же позициям вырос экспорт белорусских товаров в Россию.
При том что общий экспорт белорусских товаров в Россию в 2014 году снизился на 8,9%, до $15,3 млрд, объем поставок продовольствия и сельхозсырья из Белоруссии в Россию существенно вырос. Основной рост поставок зафиксирован именно по «санкционным» товарам: на 87,2%, до $262,5 млн, вырос ввоз в Россию овощей, на 64%, до $171 млн, — поставки фруктов, на 44,1%, до $138,2 млн, — рыбы и морепродуктов.
В Минэкономразвития не стали комментировать данные Белстата, посоветовав обратиться в Россельхознадзор и ФТС, которые отвечают «за фиксацию случаев ввоза на территорию России запрещенных товаров».
По словам представителя Россельхознадзора Юлии Трофимовой, в Россельхознадзоре не знакомы со статистикой Белстата, но цифры, представленные РБК, не вызывают в ведомстве удивления. «Мы эту ситуацию уже анализировали и прогнозировали, — заявила РБК Трофимова. — Если Белоруссия закупает сырье, которое потом перерабатывает, а продукцию поставляет в Россию, то договоренность об этом была с самого начала между руководством двух стран. Однако мы с сожалением вынуждены констатировать, что, например, по молочной продукции наши белорусские коллеги, активно увеличивая закупки сырья, не усиливают контроль на наличие в ней антибиотиков. Наши масштабные закрытия поставок с предприятий Белоруссии осенью 2014 года как раз связаны с тем, что при мониторинге качества продукции мы выявили, в частности, нарушения по антибиотикам тетрациклиновой группы. Аналогичная ситуация была и по рыбе, и по мясной продукции».
Переупакованная рыба
Мидии и устрицы из Белоруссии, у которой нет выхода к морю, с момента введения Россией продовольственного эмбарго стали распространенным интернет-мемом, подчеркивающим неэффективность запрета, который можно так легко обойти. Но цифры Белстата говорят о том, что это не более чем шутка. По данным статистического ведомства, в 2014 году Белоруссия, наоборот, снизила экспорт моллюсков в Россию на 51,9%, до 703 кг, на сумму $2,8 тыс.
Зато цифры подтверждают, что Белоруссия стала «упаковочным цехом» для импортеров норвежского лосося, которые раньше ввозили в Россию норвежскую рыбу для последующей переработки (например, в упакованное соленое филе) на российских предприятиях и вынуждены были пересмотреть логистическую цепочку. По данным Белстата, в 2014 году Белоруссия нарастила импорт свежей рыбы, главным образом из Норвегии, на 57,3%, до 17,5 тыс. т, на сумму $117,8 млн долл. Свежая рыба в Россию из Белоруссии практически не экспортировалась, но на 125% вырос экспорт в Россию соленой рыбы из Белоруссии: было вывезено 11,2 тыс. т рыбы на $116 млн.
Как рассказывали РБК представители нескольких российских компаний-переработчиков, теперь они импортируют рыбу из Норвегии в Белоруссию, где размещают заказы на ее первичную переработку (например, засолку) на местных предприятиях. Переработанная таким образом рыба меняет код таможенной классификации (с 0302 — «рыба свежая или охлажденная» на 0305 — «рыба сушеная, соленая копченая»). При дальнейшем перемещении этого товара на территорию России его страной происхождения значится Белоруссия, и формально подобная схема является абсолютно легальной.
Росбалт