«Почта России» планирует создать финансовый дискаунтер на базе своей сети отделений, крупнейшей в стране, говорится в материалах к совещанию у вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященному стратегии компании до 2018 г. («Ведомости» ознакомились с документами).
Дискаунтер будет предоставлять банковские услуги людям с низкими доходами, сказано в документах. Его услугами к 2018 г. должно быть охвачено 10% клиентов «Почты России».
Новое руководство «Почты» знакомо с таким форматом не понаслышке. До назначения гендиректором «Почты» Дмитрий Страшнов 3,5 года возглавлял сотовый дискаунтер — российское подразделение шведского оператора Tele2.
Финансовый дискаунтер «Почты» будет ориентирован «на массовый и нижнемассовый» сегмент населения, отмечается в документах. Таким клиентам должны быть предложены понятные «коробочные» продукты — их всего шесть: кредитная карта, потребительский кредит, депозиты, платежи и денежные переводы, текущий счет, страхование. Продукты дискаунтера должны быть одними из самых доступных на банковском рынке. В качестве ориентира «Почта» собирается использовать Сбербанк — стоимость ее услуг должна быть «на 2,1-1,5% ниже», указано в стратегии. «Ценовое позиционирование: низкие ставки — низкий риск», — убеждают ее авторы.
Авторы стратегии считают банковские услуги масштабным и прибыльным бизнесом: согласно анализу BCG в 2018 г. операционный доход может составить 52 млрд руб., а чистая прибыль — 16 млрд, еще через пять лет — 140 млрд и 32 млрд руб. соответственно. На каких объемах бизнеса (размер кредитного портфеля, страховые премии и проч.) планируется заработать такой доход, в стратегии не уточняется. В середине ноября стратегию планируется представить премьеру Дмитрию Медведеву, рассказывает источник в Минкомсвязи.
Сеть финансового дискаунтера составит 6500 «компактных офисов на базе почтовых отделений» (всего у «Почты» 42 000 отделений). Офисы дискаунтера должны быть открыты в 80% городских почтовых отделений, указано в докладе.
С такой сетью дискаунтер «Почты» будет уступать только Сбербанку (около 19 000 отделений). Каждый офис дискаунтера будет оборудован банкоматом и терминалом вместо кассы, для клиентов будет реализована «концепция самообслуживания».
Бизнес дискаунтера будет расти за счет «конвертации текущих клиентов» «Почты России», надеются авторы стратегии.
В «Почте России» отказались комментировать стратегию развития. По словам сотрудника пресс-службы, «Почта» планирует развивать направление финансовых услуг, а после получения банковской лицензии — расширить их список. Представитель BCG, разработавшей вторую стратегию финансового бизнеса «Почты», также не стал комментировать доклад.
«У “Почты” колоссальная сеть, и понятно, что ее нужно задействовать, — рассуждает зампред правления “Уралсиба” Илья Филатов. — Финансовый дискаунтер как бизнес-модель имеет перспективы, и на горизонте 10 лет это задача вполне подъемная». Он приводит в пример сотовых ритейлеров с большими сетями (у «Евросети» их более 5000), которые научились зарабатывать на них, продавая кредиты и страховки. Но они не несут кредитных и операционных рисков и выступают только как агенты, подчеркивает Филатов.
Такой проект потребует серьезных инвестиций. Если это будут привычные банковские мини-офисы — на 50-60 кв. м, с ремонтом, мебелью и двумя устройствами АТМ, то на такую сеть может потребоваться 12-15 млрд руб., говорит Филатов. Менеджер одного из крупнейших розничных банков оценивает инвестиции в оборудование зон банковских услуг при таком масштабе сети минимум в 10 млрд руб.
Опрошенные «Ведомостями» участники банковского рынка скептически отнеслись к затее «Почты». Представитель Сбербанка отказался комментировать перспективы «Почты» составить конкуренцию госбанку, а человек, близкий к госбанку, напомнил, что Почтовый банк «тоже планировался как конкурент Сбербанку».