Итоги шести месяцев членства Российской России во Всемирной торговой организации (ВТО) подвели вчера эксперты в Москве на заседании Экономического клуба ФБК.
Открывая заседание, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отметил, что объяснения, зачем России вступать в ВТО, были разные: от идеи стать полноправным участником мировой торговли и повысить уровень конкуренции в собственной экономики до желания присоединиться к «элитарному клубу». «Особого эффекта от вступления в ВТО россияне пока не почувствовали — и потому, что мало времени прошло, и потому, что 33% тарифов, которые снизили в день вступления в ВТО, — это всего лишь возвращение к докризисному уровню», — считает эксперт. В то же время, он обратил внимание на целый «букет» протекционистских мер, принятых Россией уже после вступления, — введение утилизационного сбора на импортные автомобили, пошлин на ввозимую зерноуборочную технику, решение о повышении ставок пошлин на молочные продукты и др. «Активизация усилий по противодействию свободной торговле и принятие соответствующих мер нивелируют выгоды и преимущества, которые Россия получила с вступлением в ВТО», — считает Николаев.
Ответственный секретарь Рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Борис Вишневский среди главных просчетов последнего времени назвал слабое информирование о тех позитивных перспективах, которые открываются благодаря вступлению в ВТО. В то же время он выразил надежду, что с использованием механизмов ВТО удастся избавиться от нерентабельных предприятий, число которых в некоторых регионах доходит до 50%.
Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО, профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский уверен: быть членом ВТО гораздо сложнее, чем присоединиться. «Предстоящее время членства в ВТО будет для России очень сложным. Нам надо осознать, что многого мы не умеем, нам надо многому учиться, хотя срочно подготовить необходимые кадры не удастся», — отметил эксперт. Он также выразил уверенность, что эффективное членство в ВТО возможно только в том случае, если Россия выберет модернизационный путь развития: «Если у нас возобладают инерционный или сырьевой сценарии, ничего от членства в ВТО мы не сможем получить. Продавать углеводороды и прочее сырье можно и без ВТО». Доцент Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Олег Буклемишев напомнил, что от ВТО в той или иной степени проигрывают производители, поскольку им предстоит столкнуться с более жесткой конкуренцией иностранных коллег, но выигрывают потребители, которые по той же самой причине смогут получать более дешевые и качественные товары и услуги. «Последние полгода показали: у нас много партий, защищающих тех или иных производителей, но нет партии, защищающей потребителей», — констатировал экономист. В то же время вступление в ВТО ему представляется лучшим экономическим событием прошлого года: «В долгосрочном плане ВТО хеджирует нас от фортелей, которые мы сами в протекционистских целях можем выкинуть».
Infox
Советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников напомнил, что до вступления в ВТО российские производители теряли из-за антидемпинговых процедур ВТО от 2,5 до 4 млрд долларов в год. «После вступления в ВТО автоматически были отменены 4 процедуры. Но около 90 остались. За их отмену надо бороться, надо отстаивать свои интересы уже внутри ВТО». В то же время, по мнению эксперта, вступление во Всемирную торговую организацию — «это историческая возможность много чего поправить в структуре российской экономики». «Стимулирование структурных сдвигов в экономике — это тот позитив от вступления в ВТО, который, на мой взгляд, уже начинает действовать», — отметил Масленников.
По данным ИА REGNUM