Средний срок доставки простых писем по России превышает две недели — таковы данные Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), а по нормативам, утвержденным правительством, пересылка писем между столицами субъектов Федерации может занимать максимум 11 дней.
Средний срок доставки еще и растет: в 2009 г. он был меньше 12 дней, а в 2013 г. стал почти 15, сетует президент НАДТ Александр Иванов. В первые 10 дней после отправки доставляется только 37% писем, обнаружила НАДТ. Это самый низкий показатель за пять лет: в 2008 г. в 10-дневный срок доставлялось свыше 50% писем, в 2009 г. — свыше 70%. Увеличение сроков связано со снижением эффективности инфраструктуры «Почты России»: износом транспорта, использованием устаревших логистических схем и проч., считает Иванов.
НАДТ несколько лет анализирует данные, полученные от клиентов компаний, торгующих по каталогам: ежемесячно по России они рассылаются миллионными тиражами, десятки тысяч подписчиков отсылают обратно письма с формулярами для обратной связи, рассказывает Иванов. Сроки доставки писем НАДТ определяет по штемпелям на конвертах. По словам Иванова, НАДТ и «Почта России» договорились о совместной разработке инструмента контроля за сроком доставки писем и отчет ассоциации может послужить его прообразом.
«Почте России» не удалось получить от НАДТ информацию об исходных данных исследования, поэтому нет оснований считать его достоверным и комментировать, говорит представитель «Почты России», при оценке сроков доставки почтовой корреспонденции почта ориентируется на собственные проверки и данные Роскомнадзора. По его словам, «Почта России» занимается модернизацией международной и внутрироссийской логистики, выстраивает конструктивные отношения со всеми ключевыми клиентами и готова прорабатывать вопросы улучшения сервиса.
Материалы НАДТ отражают увеличение сроков доставки корреспонденции и несоблюдение контрольных сроков доставки при прежнем руководстве «Почты России», объясняет заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев, Минкомсвязи известно об этих проблемах, именно поэтому в конце II квартала 2013 г. курировать деятельность предприятия стало непосредственно министерство, сменилось руководство «Почты России». Сейчас началась модернизация предприятия, которая должна коренным образом изменить ситуацию в лучшую сторону, уверен Евраев.
В I квартале 2013 г. количество письменной корреспонденции, полученной в контрольные сроки, резко уменьшилось по сравнению с показателями 2012 г., следует из справки Роскомнадзора о деятельности «Почты России» в 2010-2013 гг., во II и III кварталах 2013 г. наблюдается увеличение процента отправлений, прошедших по территории России в контрольные сроки, но показатели не достигли уровня I-III кварталов 2012 г. Роскомнадзор следит за сроками доставки, рассылая контрольные письма в свои территориальные отделения. В III квартале 2012 г. было разослано 56 212 таких писем, в III квартале 2013 г. — 57 838. В июле — августе 2012 г. в положенные сроки было доставлено 64,01% контрольных писем, год спустя — 53,58%, свидетельствует Роскомнадзор.
Сроки доставки писем критичны при взаимодействии граждан с государством: люди могут не получить вовремя извещения о штрафах, налогах, повестки в суд и т. п., перечисляет Иванов, влияют сроки доставки писем и на торговлю по каталогам — чем дольше идет письмо от клиента, тем больше вероятность, что он откажется от заказа.
Проблемы со сроками доставки корреспонденции у «Почты России» действительно существуют, признает источник в Федеральной службе судебных приставов (ФССП), вопрос неоднократно поднимался руководством различных ведомств, в том числе и ФССП.
«Почта России» доставляет счета абонентам крупнейшего оператора фиксированной связи — «Ростелекома», говорит представитель компании Валерий Костарев, существенных и массовых претензий к качеству сервиса нет. В некоторых регионах «Ростелеком» пользуется услугами альтернативных доставщиков, продолжает Костарев, а кроме того, «Ростелеком» продвигает доставку счетов в электронном виде, как наиболее удобную, оперативную и наименее затратную.